Суббота, 30.05.2020, 10:51
Сайт посвящён Древу – всё о Природе, и не только…
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Логин:
Пароль:
Меню сайта



Категории раздела
А [66]
Б [81]
В [120]
Г [73]
Д [105]
Е [16]
Ж [13]
З [75]
И [28]
К [132]
Л [160]
М [78]
Н [33]
О [87]
П [216]
Р [94]
С [134]
Т [98]
У [21]
Ф [30]
Х [20]
Ц [20]
Ш [22]
Щ [4]
Э [40]
Ю [1]
Я [12]
Наш опрос
Есть ли у Вас Совесть?
Всего ответов: 97
 Статьи
Главная » Статьи » Энциклопедия лесного хозяйства » М

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО в области лесного хозяйства

Международное сотрудничество в области лесного хозяйства, совместная деятельность правительств (включая органы управления лесным хозяйством), международных организаций, научно-исследовательских институтов, организаций гражданского общества и частного сектора разных стран мира, направленная на сохранение лесов и устойчивое управление лесными ресурсами Земли. Начиная с 1945 г. М. с. формировалось в рамках глобальной инвентаризации лесных ресурсов под эгидой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO - Food and Agricultural Organization of the United Nations). На Конференции ООН по окружающей среде и развитию - КОСР (UNCED - United Nations Conference for Environment and Development) в 1992 г. (Рио-де-Жанейро) впервые в истории обсуждались проблемы лесного хозяйства на высшем уровне. Эта конференция дала новый импульс международному переговорному процессу по лесам, включающему конвенции, соглашения, конференции и политические процессы, имеющие прямое или косвенное отношение к сохранению лесов, ведению лесного хозяйства, лесной промышленности и лесной торговле. В число принятых КОСР важнейших документов, определяющих международное сотрудничество, вошли: 
1) Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Декларация Рио-де-Жанейро), включающая 27 принципов по правам и обязанностям стран в деле обеспечения устойчивого развития, роста благосостояния населения и сохранения окружающей среды;
2) «Повестка дня на XXI век», ставшая программным документом для выработки международной и национальной политики, обеспечивающей устойчивое развитие человечества с социальной, экономической и экологической точек зрения, т. к. движущими силами перемен в окружающей среде являются население, потребление и технологии;
3) «Заявление о принципах управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни» (Лесные принципы) - базовый документ для выработки национальных планов действий по лесам. На М. с. большое влияние оказывают и др. международные соглашения: Конвенция о защите водно-болотных угодий (Рамсарская), 1971 г.; Конвенция по защите мирового культурного и природного наследия, 1972 г.; Конвенция по предотвращению международной торговли редкими и исчезающими видами, 1973 г.; Конвенция о трансграничном переносе загрязняющих веществ, 1979 г.; Рамочная конвенция об изменении климата, 1992 г.; Конвенция о биологическом разнообразии, 1992 г. Для реализации решений КОСР в 1992 г. была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР ООН), в рамках которой организована Межправительственная группа по лесам (IPF - International Panel on Forests). Во время работы (1995-1997) эта группа занималась рассмотрением наиболее актуальных вопросов М. с. На 19-й Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1997) в докладе Генерального секретаря ООН были рассмотрены ключевые вопросы М. с, в т.ч. национальные планы по лесам, индикаторы и критерии устойчивого управления лесами, сотрудничество с международными организациями, механизмы финансового взаимодействия. В итоге работы сессии было принято решение о создании Межправительственного форума по лесам (IFF - International Forum on Forests) с мандатом ООН. За время его работы (1997-2000) были рассмотрены следующие вопросы: разработка механизмов, обеспечивающих сохранение и устойчивое управление лесами, включая использование специальных критериев и индикаторов; сертификация и разработка знаков соответствия лесной продукции на происхождение из устойчиво управляемых лесов; включение затрат на сохранение лесных экосистем в стоимость всех видов лесной продукции; прозрачность рынков лесной продукции; проблема малоиспользуемых видов деревьев. По результатам их обсуждения было принято решение создать в структуре ООН постоянно действующий орган, получивший название Форум ООН по лесам (UNFF - United Nations Forum on Forests), который играет в настоящее время главную роль в формировании глобальной политики в области лесного хозяйства. Большой вклад в развитие М. с. внесли страны «большой восьмерки» (Франция, Великобритания, США, Канада, Япония, Германия, Италия, Россия). Понимая важность развития М. с. с точки зрения глобализации мировой экономики, они инициировали в 1997 г. «Программу действий стран «восьмерки» по лесам». Согласно этому плану, члены группы восьми государств взяли на себя следующие обязательства: поддерживать международные и межправительственные процессы по лесам; участвовать в программах двусторонней помощи; использовать критерии и индикаторы устойчивого управления лесами, в разработке которых все страны принимают участие в рамках различных региональных международных процессов; учитывать взаимосвязи критериев и индикаторов с выполняемой FAO программой глобальной оценки лесных ресурсов. Определенный итог развития М. с. был подведен на Конференции ООН на высшем уровне в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г., 55—56 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН), которая приняла Декларацию по устойчивому развитию «От наших истоков к будущему» и план выполнения решений этой встречи. Конференция ООН в Йоханнесбурге подтвердила полную преемственность по отношению к решениям и рекомендациям Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и к итогам международного переговорного процесса по лесам. В настоящее время определились три основных направления международного сотрудничество:
1) сохранение лесов и обеспечение устойчивого управления лесными ресурсами, включая использование критериев и индикаторов в системе планирования и отчетности;
2) переход к различным системам лесной сертификации с целью экологического контроля за лесопользованием;
3) противодействие незаконным лесозаготовкам и развитию рынка незаконно заготовленной и произведенной лесной продукции. М. с. активно развивается через региональные процессы, что обусловлено невозможностью принятия соглашений обязательной юридической силы по лесам на КОСР. Объективные и трудно разрешимые противоречия между развитыми и развивающимися странами стимулировали развитие региональных международных инициатив с целью реализации основных рекомендаций КОСР. Министерская конференция по защите лесов Европы (MCPFE - Ministerial Conference on the Protection of Forests in Europe) была организована европейскими странами в качестве регионального политического процесса, опирающегося на межправительственные договоренности. В этом процессе на постоянной основе принимают участие министры лесного хозяйства стран Европы, а также приравненные к ним лица, ответственные за ведение лесного хозяйства. С 1990 г. проведено четыре конференции MCPFE. Они считаются вехами в европейской лесной политике: первая Конференция на уровне министров в Страсбурге (1990); вторая Конференция на уровне министров в Хельсинки (1993); третья Конференция на уровне министров в Лиссабоне (1998); четвертая Конференция на уровне министров в Вене (2003). Государства, подписавшие документы этих конференций, включая Россию и Европейский союз, отвечают за осуществление решений конференции на региональном, национальном и локальном уровнях М. с. MCPFE постоянно участвует в реализации решений КОСР по лесам в рамках Межправительственной группы по лесам, Межправительственного форума по лесам, Форума ООН по лесам. В июне 2001 г. MCPFE получила статус наблюдателя на Форуме ООН по лесам и начала участвовать в его работе. Помимо этого MCPFE активно участвует в реализации положений конвенций ООН. Напр., MCPFE реализовала «Рабочую программу по сохранению и повышению биологического и ландшафтного разнообразия в лесных экосистемах, 1997-2000» в сотрудничестве с европейскими министрами, курирующими вопросы окружающей среды, а также процесс на уровне министров «Окружающая среда для Европы». Эта программа является панъевропейским вкладом в осуществление программы Конвенции ООН по биологическому разнообразию. В рамках MCPFE успешно развивается Панъевропейский (Хельсинкский) процесс по критериям и индикаторам устойчивого управления лесами. В 2002 г. разработаны улучшенные панъевропейские индикаторы для устойчивого управления лесами, в 2003 г. подготовлен доклад о состоянии лесов Европы. Подробная информация о MCPFE представлена на сайте: www.mcpfe.org. Монреальский процесс - краткое название межправительственной неофициальной рабочей группы по разработке критериев и индикаторов сохранения и устойчивого управления лесами умеренной и бореальной зон лесов мира. Название процесса связано с проведением по инициативе Канады международного совещания экспертов по рассмотрению условий выполнения решений КОСР в отношении стран с бореальными и умеренными лесами в Монреале (1993). Страныучастницы Монреальского процесса - Аргентина, Австралия, Канада, Чили, Китай, Япония, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Уругвай -представляют 90 % умеренных и бореальных лесов мира, а с учетом тропических лесов - 60 % всех лесов земного шара, а также 45 % объема мировой торговли лесной продукцией. Критерии и индикаторы служат инструментом по оценке изменений в состоянии лесов и лесоуправлении. К настоящему времени разработано и одобрено 7 критериев и 67 индикаторов устойчивого управления лесами. Первые пять критериев оценивают экологические свойства и функции лесов (сохранение биологического разнообразия, поддержание продуктивности лесов, поддержание здоровья и жизнеспособности лесных экологических систем, роль лесов в сохранении почвенных и водных ресурсов, вклад лесов в углеродный баланс). Шестой критерий комплексно оценивает социально-экономические выгоды, обеспечиваемые лесами. Седьмой критерий описывает юридические, организационные и экономические условия, необходимые для обеспечения устойчивого управления лесами. Полный список критериев и индикаторов приведен на сайте Монреальского процесса: www.mpci.org. Текущая работа обеспечивается постоянно действующим секретариатом, техническим консультативным комитетом (ТКК) и осуществляется в рамках ежегодных встреч экспертов на заседаниях рабочих групп. К настоящему времени было проведено 16 совещаний рабочих групп. В 2003 г. странами-участницами были подготовлены первые национальные доклады о состоянии лесов и лесного сектора с использованием критериев и индикаторов. Совместными усилиями экспертов в 2003 г. был опубликован первый обзорный доклад по лесам, произрастающим на территории стран-участниц. Инициатива Международной организации тропической древесины по критериям и индикаторам (ITTO Initiative on Criteria and Indicators). Критерии устойчивого управления тропическими лесами приняты ITTO в 1992 г. (Иокогама, Япония). На их основе был провозглашен документ «Выбор 2000 года», в котором поставлена задача с 2000 г. перейти на торговлю тропической древесиной и продуктами ее переработки из устойчиво управляемых лесов. Этот документ подписали 54 страны (29 стран - производителей тропической древесины и 25 стран - потребителей тропической древесины), а также Европейский союз. Сахельский процесс по лесам засушливой зоны Африки (Dry-Zone Africa Process). Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами были приняты в 1995 г. в Найроби, Кения. В процессе участвуют 29 африканских стран. Организация африканской древесины (African Timber Organisation's - АТО). Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами приняты в 1993 г. в Либревиле, Габон. Ими руководствуются 13 стран Африки. План Тарапото (Tarapoto Proposal). Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами бассейна реки Амазонки («Tarapoto Proposal of Criteria and Indicators for Sustainability of the Amazon Forest») приняты в 1995 г., в Тарапото, Перу. В процессе участвуют Боливия, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Перу, Суринам, Венесуэла. Ближневосточный процесс (Near East Process). Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами приняты в 1996 г. в Каире, Египет. Ими руководствуются 30 стран Ближнего Востока. Лепатерик процесс (Lepaterique Process of Central America). Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами стран Центральной Америки приняты в 1999 г. в Тегусипальпа, Гондурас. Ими руководствуются 7 стран. Бхопальский процесс (Dry Forests in Asia). Критерии и индикаторы устойчивого управления сухими лесами Азии приняты в декабре 1999 г. в Бхопале, Индия. Включает 9 стран. В настоящее время около 150 стран мира вовлечены в процессы выработки и использования критериев и индикаторов устойчивого управления лесами. Некоторые страны в силу своего географического положения и особенностей лесов участвуют сразу в нескольких региональных процессах. Принципиально новым в системах критериев устойчивого управления лесами и лесным хозяйством является приоритет биосферных и ландшафто-образующих функций лесов. С учетом опыта Панъевропейского и Монреальского процессов была разработана система критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации (1995). Азиатское лесное партнерство (AFP - Asia Forest Partnership) - международная организация, основанная в 2002 г. на Мировом Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге для содействия устойчивому управлению лесами в Азии, включающая широкий спектр заинтересованных сторон (правительства, межгосударственные организации, организации гражданского общества, частный сектор, академические институты и Др.). Эта организация относится к одному из более чем 200 партнерств, зарегистрированных в отделении ООН по устойчивому развитию. Стратегической задачей этих партнерств является реализация идеи устойчивого развития, провозглашенной в декларации Саммита земли в Рио-де-Жанейро (1992) и соответствующей целям Тысячелетнего развития ООН. В состав Азиатского лесного партнерства входят:
1) правительства - Индонезия и Япония (2 ведущих партнера), а также Австралия, Камбоджа, Китай, Европейский союз, Финляндия, Франция, Республика Корея, Малайзия, Филиппины, Швейцария, Таиланд, Великобритания, США, Вьетнам;
2) организации гражданского общества: Организация по охране природы (TNC - The Nature Conservancy) - ведущий партнер, Институт лесных ресурсов (World Resources Institute), Институт стратегий глобальной окружающей среды (Institute for Global Environmental Strategies), Глобальный форум по окружающей среде (Global Environmental Forum);
3) межправительственные организации: Центр международных исследований по лесному хозяйству (СIFOR - Center for International Forestry Research) - ведущий партнер; Организация Азиатской производительности (АРО -Asian Productivity Organization), Азиатский банк развития (ADB - Asian Development Bank), Организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (FAO), Международная организация Тропической древесины (ITTO - International Tropical Timber Organization), Секретариат Форума по лесам ООН (UNFF - United Nations Forum on Forests), Экономическая и социальная комиссия ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (ESCAP - Economic and Social Commission for Asia and Pacific), Университет объединенных наций (UNU - United Nations University). Азиатское лесное партнерство способствует устойчивому управлению лесами в Азии через решение трех приоритетных проблем: прекращение незаконных лесозаготовок, контроль за лесными пожарами, восстановление и облесение деградированных земель. Партнерство также содействует совершенствованию управления и лесного законодательства с целью более эффективного ведения лесного хозяйства. Конкретные шаги для достижения устойчивого управления лесами в Азии регулярно обсуждаются на ежегодных совещаниях, которые проводились в Токио (2002), Джакарте (2003 и 2004) и префектуре Чиба (2003 и 2004). Российская Федерация пока выступает в качестве наблюдателя. Более подробная информация о партнерстве и результатах его работы размещена в сети Интернет по адресу: www.asi-aforests.org. Лесная сертификация является важным элементом М. с. В международном понимании цель лесной сертификации заключается в выявлении степени соответствия состояния лесопользования и произведенных лесозаготовок существующим национальным стандартам, регламентирующим эти виды деятельности, либо их соответствия нормативным критериям, зафиксированным в законодательных актах и определяющим порядок устойчивого лесопользования. В последние годы в М. с. большое значение приобрело противодействие незаконным лесозаготовкам и связанным с ними нарушениям лесного законодательства, включая коррупцию и отмывание денег. Сформировалось новое направление весьма широкой деятельности М. с, которое получило название неформального международного движения FLEGT. Это аббревиатура английских слов, обозначающих добровольную инициативу ряда стран по ведению процесса наблюдений (enforcement) за применением законов (law), управлением (governance) и торговлей (trade) лесом (forest): Forest Law Enforcement, Governance and Trade -FLEGT. Этот процесс инициирован в связи со значительным ростом коррупции и криминала, связанного с международной торговлей незаконно заготовленной древесиной. Начало движению было положено в заявлении стран «большой восьмерки» в 1997 г. В настоящее время движение структурировано в три региональных ветви: FLEG Юго-Восточной Азии, FLEG Африки и FLEGT Европейского союза. Причем, только Европейский союз включает в аббревиатуру движения торговлю - букву «Т», т. к. является одним из крупнейших потребителей древесины и древесной продукции в мире. В 2004 г. РФ выступила с инициативой организации четвертого направления FLEG на Евро-Азиатском континенте. Благодаря деятельности стран «восьмерки», незаконные лесозаготовки признаны явлением одного порядка с международ ным терроризмом, отмыванием денег и коррупцией, как проблема, не имеющая национальной принадлежности. Основное содержание деятельности движения FLEGT - усилить и выровнять практику правоприменения международных и национальных законов, включая обязательства по всемирным конвенциям и новые двухсторонние и многосторонние обязательства.

Категория: М | Добавил: Woody (27.03.2013)
Просмотров: 2010 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *:
Copyright Woodyman.ru © 2020
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0